Кафедра педагогической психологии

Кафедра педагогической психологии

Кафедра педагогической психологии была создана в структуре факультета педагогики и психологии в связи с расширением набора на специальности психолого-педагогического профиля и для обеспечения качества подготовки специалистов  как выпускающая по профилю специальностей «Педагогика и психология» и «Психология»  21 ноября 2007 года.

На кафедре работают 12 преподавателей. Подготовка студентов по психолого-педагогическим дисциплинам осуществляется высококвалифицированными педагогами:

профессор – 1, доценты  – 8,   ст. преподаватели  - 3.

 

 

 

ZXtJ51Mumj4

Хакунова Фатима Пшимафовна, доктор педагогических наук, профессор; зав. кафедрой педагогической психологии АГУ, декан факультета педагогики и психологии. В 1976 году  окончила Адыгейское педагогическое училище им. Х.Б. Андрухаева, в 1981 году Адыгейский государственный педагогический институт по специальности «Учитель русского языка и литературы». В 1998 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01.–  общая педагогика, история педагогики и образования. Результатом дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности явилась докторантура в Адыгейском государственном университете и защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по  специальности 13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования. Читает лекционные курсы  “Методология и методы психолого-педагогических исследований»,  “Педагогическая психология» для специальностей «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и психология», «Психология». Ученым опубликовано более 80 публикаций, из них 1 монография, 10 учебно-методических пособий, около 70 научных статей. Среди учителей школ, студентов, аспирантов и соискателей большой популярностью пользуются учебные и учебно-методические пособия: «Методики построения системы контроля за ходом и результатами обучения», «Педагогическая практика», «Проектирование и реализация эффективного учебного процесса», «Графовое моделирование содержания учебного материала», «Методика реализации в учебном процессе иерархической закономерности процесса усвоения знаний», «Методики организации самостоятельных работ обучаемых», “Развитие психолого-педагогической компетентности преподавателя гуманитарно-технического коллежа».  Профессор  Ф.П. Хакунова принимает активное участие в подготовке специалистов высшей квалификации  не только для Адыгейского государственного университета, но и других вузов Северного Кавказа и Юга России. Под её руководством выполнено и защищено 12  диссертационных работ. 

Является членом регионального диссертационного совета ДМ 212.001.04 при Адыгейском государственном университете по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе).

За активную научно-педагогическую деятельность на ниве просвещения Хакунова Ф.П. неоднократно награждалась Почетными грамотами Адыгейского госуниверситета, Министерства образования Республики Адыгея, Министерства образования Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарии, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

 

 

g6uhW03tlqE

Асламазова Лилия Артуровна  – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета. В 2003 году окончила факультет психологии Русского Христианского Гуманитарного Института (г. Санкт-Петербург). Прошла полную теоретическую и практическую подготовку по арт-терапии (Институт практической психологии ИМАТОН, г. Санкт-Петербург), а также имеет базовую подготовку по теории и практике психологического консультирования и психотерапии (Институт практической психологии, г. Санкт-Петербург). В 2005 году являлась участником Международного проекта «Дети и молодежь группы риска». В течение 2010-2011 гг. тесно сотрудничала с детским фондом «Виктория» (г. Москва) по развитию семейных форм устройства детей-сирот в Республике Адыгея, являлась организатором и ведущим региональных семинаров, прошла стажировку на «Межрегиональной выездной школе для принимающих семей» (Москва-Туапсе). В 2012 году в Санкт-Петербургском государственном университете защитила диссертацию по теме «Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сфера научных интересов: психология детей с ограниченными возможностями здоровья, психология замещающей семьи, психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей, психология и психотерапия привязанности.

 На факультете Асламазова Л.А. читает курсы «Специальная психология», «Основы нейропсихологии», «Психофизиология», «Психосоматика», «Проблемы реабилитации психосоматических больных», «Основы психоанализа». Является автором и соавтором 27 публикаций, в том числе 8 учебных и учебно-методических пособий. Среди педагогов-психологов и социальных педагогов, студентов, аспирантов и соискателей большой популярностью пользуются учебные и учебно-методические пособия: «Работа с подростками, склонными к аддиктивному поведению», «Чтобы не превратиться в пепел: синдром выгорания у замещающих родителей и его профилактика», «Сокровища семейного очага. Организация и проведение выездной региональной школы для замещающих семей», «Дневник участника Школы замещающих родителей: сборник учебных материалов», «Психолого-педагогические основы замещающего родительства», «Я учусь в Школе принимающих родителей», «Программа реабилитации и коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна, ранний детский аутизм)». Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

 

  

 

TEsxhDsPb-I

Берсирова Ася Казбековна – старший преподаватель кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета. В 2007 году окончила Ростовский государственный медицинский университет по специальности «Врач медикопрофилактического дела». В 2012 году окончила Адыгейский государственный университет по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».

Сфера научных интересов – медицинская психология, психологические аспекты сексологии, психология спорта. За период работы на факультете Берсирова А.К. читает курсы «Основы психогенетики», «Психология здоровья», «Психогигиена», «Основы сексологии», «Основы педиатрии и гигиены» и др.

 

oCxaIu1Os5k

 

Брантова Фатимет Султановна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета. В 1983 году окончила факультет иностранных языков Адыгейского государственного педагогического института. В 1991 году окончила специальный факультет практической психологии в системе народного образования Кубанского государственного университета. В 2011 г. в Московской современной гуманитарной академии защитила диссертацию по теме «Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста».

Сфера научных интересов – психология зрелой личности, сексуальное и половое развитие детей, психология девиантного поведения. За период работы на факультете Брантова Ф. С. читает курсы «Возрастная психология», «Психология развития», «Детская психология», «Детская практическая психология», «Психология девиантного поведения», «Дифференциальная психология», «Зоопсихология и сравнительная психология», «Психолого-педагогическая поддержка детей с отклонениями в развитии», «Психосексуальное развитие и половое воспитание ребенка».

 Автор и соавтор 25 научных публикаций. За активную научно-педагогическую деятельность на ниве просвещения Брантова Ф. С. неоднократно награждалась Почетными грамотами Адыгейского госуниверситета.

 

 

Q9-a-KdduaA

Кошанская Анжелика Геннадьевна – медицинский психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета. В 2007 г. защитила кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологический институте им. Бехтерева Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по теме «Взаимосвязь психологических и клинических характеристик у больных сахарным диабетом II типа при различных вариантах его течения» - специальность 19.00.04 – медицинская психология.

Основное научное направление – поиск механизмов формирования психосоматических расстройств с позиции биопсихосоциального подхода. Работает практическим психологом в здравоохранении, осуществляя прием больных в кабинете психотерапии Адыгейской республиканской клинической больницы. С 2003 года является членом профессиональной психотерапевтической лиги. На I Съезде психологов и психотерапевтов Краснодарского края и Республики Адыгея (Краснодар, XI 2008г.) избрана официальным представителем от Республики Адыгея в Общероссийский Совет по психотерапии и консультированию. С 2009г. является руководителем психологического волонтерского движения по направлению «Здоровый образ жизни».

На факультете педагогики и психологии преподает курсы «Введение в клиническую психологию», «Психотерапия», «Основы патопсихологии», «Работа психолога на телефоне доверия» для студентов направления подготовки «Психология», курсы «Клиническая психология детей и подростков», «Психотерапия» и «Психологическая служба на телефоне доверия» для студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование». Кошанская А.Г. является автором и соавтором 38 научных публикаций.

 

5gz5FQsnsYU

 

Петрова Нина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии Адыгейского государственного университета. В 1974 году окончила Магнитогорский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и дошкольная психология». В 1997 году окончила Ростовский государственный педагогический университет по специальности «Логопедия». В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию в Адыгейском государственном университете по теме «Информационно-категориальный подход к ознакомлению  с окружающим миром детей дошкольного возраста». Научные интересы проецируются на проблемную область поиска теоретических подходов к развитию исследовательской культуры личности посредством герменевтического подхода.

Является разработчиком учебно-методических комплексов и преподавателем следующих учебных дисциплин: общая психология, методологические основы психологии, психолого-педагогическая коррекция, психологическая коррекция, методика преподавания психологии, конфликтология, психология развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Общее количество публикаций по различным психологическим и психолого-педагогическим проблемам составляет более 45 наименований, среди которых наиболее значимы: учебно-методическое пособие в двух частях, удостоенное Дипломом Фонда развития отечественного образования «Лучшая научная книга среди преподавателей высших учебных заведений», региональная программа ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром – «Я и мой мир», рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста «Я и мой мир» (в четырех частях).

Петрова Н.В. принимает активное участие в научном руководстве экспериментальными площадками, организованными на базе муниципальных образовательных учреждений республики и города. Разрабатывала концептуальные подходы к организации работы МДОУ №№ 23, 32, 55 г. Майкопа по различным приоритетным направлениям развития дошкольников. В 2005 году в составе творческого коллектива Петрова Н.В. была включена в число кандидатов на статус «Федеральная экспериментальная площадка» по теме «Информационно-категориальный подход к обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста». По итогам экспериментальной работы членам творческого коллектива, в том числе и Петровой Н.В., присужден грант. Осуществляла руководство экспериментальными площадками МДОУ № 1 пос. Тульский Майкопского района и МДОУ № 57 г. Майкопа.

Петрова Н.В. ведет большую общественную работу. Является членом экспертной комиссии Министерства науки и образования РА по экспертизе проектов ДОУ -соискателей на лучший педагогический коллектив. Пропагандирует психолого-педагогические знания среди педагогов и педагогов-психологов системы дошкольного образования Республики Адыгея и города Майкопа. На различных форумах читает лекции по проблемам когнитивного развития дошкольников. Имеет две правительственные награды: «За строительство Байкало-Амурской магистрали», «Ветеран труда», а также Почетные грамоты Министерства образования Российской Федерации и Адыгейского госуниверситета.

 

 

Ck0hSYDHI4M

Христич Елена Никифоровна – медицинский психолог, старший преподаватель кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета. В 1980 году окончила Ростовский государственный университет по специальности «Биология». В 1994 году окончила специальный факультет практической психологии в системе народного образования Кубанского государственного университета.

 Сфера научных интересов – психологическое консультирование, перинатальная психология, психология материнства, терапия травмы, кризисные состояния, коррекция семейных взаимоотношений. За период работы на факультете Христич Е. Н. читает курсы по дисциплинам: «Основы консультативной психологии», «Психология стресса», «Основы семейного консультирования», «Психология работы со стрессовыми состояниями», «Семейная психотерапия», «Психологическое консультирование».

Руководитель проекта по подготовке волонтеров-студентов к проведению тренинговых занятий в школах и средних учебных заведениях по теме «Гендерные отношения» по программе администрации г. Майкопа. Автор и соавтор 13 научных публикаций.

 

 

Gok73pePdB8

 

Шавернева Юлия Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии Адыгейского государственного университета, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги, тренер и супервизор международного уровня. В 1997 году окончила Адыгейский государственный университет  по специальности «Дошкольная педагогика и психология» и была присуждена квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии». В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию в Адыгейском государственном университете по теме «Методы и средства культурно-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях раннего изучения иностранного языка».

Сфера научных интересов: семейное консультирование, психологические тренинги, психодиагностика. За период работы на факультете Шавернева Ю. Ю. читает курсы «Психодиагностика», «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Психологические тренинги», «Методы активного социально-психологического обучения». Автор 50 научных публикаций. В 1994-1997 гг. являлась научным руководителем проекта муниципальной образовательной экспериментальной площадки на базе ДОУ № 23 г. Майкопа «Ранее изучение английского языка в условиях дошкольного образовательного учреждения».

В настоящий момент является руководителем инновационного научного проекта «Волонтёрство и социальное проектирование в деятельности молодежной мастерской психологического консультирования».  Шавернева Ю. Ю. является автором программы для оценки уровня психологической готовности студентов к экстремальным ситуациям (свидетельство о государственной регистрации интеллектуальной собственности № 2013661650 от 11 декабря 2013 года).

За активную научно-педагогическую деятельность на ниве просвещения Шавернева Ю.Ю.. неоднократно награждалась Почетными грамотами Адыгейского госуниверситета, Министерства образования Республики Адыгея.

 

 

GrGWek9rAAk

Юрина Алла Анатольевна - доцент кафедры педагогической психологии Адыгейского государственного университета, кандидат филологических наук, действительный член ППЛ (Профессиональной Психотерапевтической Лиги), член Южно-российской Гильдии психотерапии и тренинга. В 1978 окончила Адыгейский государственный педагогический институт по специальности «Русский язык и литература». В 1997 году окончила специальный факультет Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования по специальности «Психология». В 1998 году  в Адыгейском государственном университете защитила диссертацию по теме «Художественное осмысление проблемы развития личности поэта». Сфера научных интересов: психология личности, психология творчества, менталитет творческой личности научного работника.

 Автор и соавтор  более 60 научных публикаций, из них 7- учебные и учебно-методические пособия, 1 монография. Среди учителей школ, студентов, аспирантов и соискателей большой популярностью пользуются учебные и учебно-методические пособия: «Возрастная и педагогическая психология. Программа учебного курса», «Общая психология. Программа учебного курса», «Психолого-педагогическая диагностика. Программа учебного курса»,  «Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ по психологии», «Опорные схемы и таблицы к лекциям по общей психологии», «Материалы к курсу Психология личности (раздел "Теории личности") в 2 ч. Ч.1», «Материалы к курсу Психология личности (раздел "Теории личности") в 2 ч. Ч.2». Является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2005года среди преподавателей высших учебных заведений в номинации «Психология и педагогика», организованного Фондом развития отечественного образования и лауреатом Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере - 2013» в номинации «комплексное изучение человека, психология, социальные проблемы медицины и экологии человека».

В 1995-1996  гг. являлась научным руководителем проекта муниципальной образовательной экспериментальной площадки по работе с одаренными детьми на базе Гимназии № 22 г. Майкопа. В 2000-2004 гг. была научным руководителем проекта муниципальной образовательной экспериментальной площадки «Развитие психологической компетентности младших школьников, педагогов, родителей в школе «Доверие» на базе НОШ № 33 г. Майкопа. В 2006-2009 г. являлась участником Международного научно-исследовательского проекта «Исследование русского характера и личности» RussianCharacterPersonalitySurvey (RCPS) Тартуский университет (Эстония), Государственный университет природы, общества и человека «Дубна» (Московская область), Сибирское отделение Российской академии медицинских наук (Новосибирск). В 2007 году входила в состав рабочей группы Министерства образования РА по разработке комплексного проекта модернизации образования в Республике Адыгея.

Награждена нагрудным знаком Министерства образования и науки России «За развитие научно-исследовательской работы студентов». Являлась участником Международного научно-исследовательского проекта «Исследование русского характера и личности». 

 

 

 

9oHZOg0C9Gw