Кафедра педагогики и педагогических технологий

Кафедра педагогики и педагогических технологий

Кафедра педагогики и педагогических технологий была организована при факультете национальной школы в 1991 году, называлась первоначально «кафедра педагогики и психологии». Первым  заведующим  кафедрой педагогики и психологии факультета национальной школы с февраля 1992 года стал  академик, профессор, доктор педагогических наук Бузаров Ким Ибрагимович  (приказ №9 44-К от 05.03. 1992г.).

В 1998 году (приказ №4 от 14.01.98г.) кафедра педагогики и психологии факультета национальной школы переименована в кафедру психолого-педагогических дисциплин  (приказ №4 от 14.01. 1998г.).

С 2000 года на педагогическом факультете создана кафедра педагогики дощкольного и начального образования на основе объединения кафедры педагогики и методики начального обучения и кафедры психолого-педагогических дисциплин (приказ №2 §6 от 19.01.2000г).  Заведующим кафедрой педагогики дошкольного и начального образования  был назначен доктор педагогических наук, профессор  Кудаев Мурат Рашидович (приказ №15 205-К от 27.11.2001г.).

С 2004 года  кафедра педагогики дошкольного и начального образования переименована в кафедру педагогики и педагогических технологий.

В 2006 году Кудаев Мурат Рашидович был переизбран заведующим кафедрой педагогики и педагогических технологий  (приказ №209-К от 01.12.2006г.).

Октябрь 2009 года – зав. кафедрой  педагогики и педагогических технологий назначена доцент, кандидат педагогических наук Аутлева Асиет Нурбиевна  (приказ №166-К от 01.10. 2009г.).

 

 

s3kwyRzkOOI

Аутлева Асиет Нурбиевна – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и педагогических технологий, факультет педагогики и психологии.

В декабре 1992 г. окончила очную аспирантуру  при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга. Под научным руководством д.п.н., профессора  Г.Д. Кирилловой защитила диссертацию по теме «Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования».

Область научных интересов – философия и история образования, образование в современной пространственно-временной ситуации проблемы, поликультурного образования, социальная экология, философские аспекты  экологии, экологическая этика, экологическое образование (организация комплексных исследований окружающей среды); экологическая социализация в условиях полиэтнического, поликультурного образовательного пространства.

Курсы и дисциплины, которые читаются:

История образования и педагогики. История образования и педагогической мысли.  Формирование социальной компетентности школьников. Формирование социальной компетентности школьников и дошкольников. Формирование социальной компетентности дошкольников в различных видах деятельности. Психология игры. Игра в образовательном процессе.  Педагогика и психология игры, поликультурное образование, социальная экология.

на магистратуре: Методология естественнонаучного образования, Педагогика высшей школы. Формирование экологической культуры.

Руководит научно-исследовательским проектом, созданным на кафедре педагогике и педагогических технологий «Диалог культур в условиях полиэтнического образовательного пространства Северного Кавказа, осуществляет направление в данном проекте «Экологическая социализация личности в условиях поликультурного образовательного пространства».

Участие в работе муниципальных  образовательной площадки г. Майкопа «Педагогический поиск: на пути к эксперименту»

Является автором более 40 научных публикаций.

Осуществленные проекты:

1.Всеросийская конференция «Воспитание нравственной личности в условиях поликультурного образовательного пространства», 25 - 26апреля 2012 г., Майкоп, АГУ.

2. Научно – методический семинар «Учитель: вчера, сегодня, завтра», 26 апреля, Майкоп – Джерокай (СОШ №  3).

В 2013 году под руководством Аутлевой А.Н. защитились соискатели:

Шхагапсоева М.Х.  Средовая организация гражданско – правового воспитания старших школьников; 

Шурдумова Э.М.Формирование нравственной позиции студентов вуза на основе императивов национальных ценностей».

Награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

 

 

PEQPYedSHrM

Афашагова Аминат Амербиевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий.

В 1999 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Экологический потенциал адыгского эпоса «Нартхэр» (Нарты) и его познавательно-воспитательное значение в национальной системе образования»  по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования  и получила степень кандидата педагогических наук.Область научных интересов – «Разработка вопросов этического воспитания; экологическое образование и воспитание». Читаются дисциплины: «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Нормативно-правовое обеспечение образования».

Является автором 40 научных публикаций.  

Сотрудник научно-исследовательского сектора «Проблемы национальной школы» и участник проекта «Диалог культур в условиях полиэтнического образовательного пространства», разрабатывает научное направление «Инновационный подход в экологическом      воспитании  сельских школьников на основе этнокультурного опыта».

Имеет следующие награды: 1). Отличник просвещения.  2). Ветеран педагогического труда. 3). Неоднократно награждена Почетными грамотами АГУ. 4). Отмечена благодарностью Министерства науки и образования РФ. 5). Награждена Почетной грамотой Министерства науки и образования РФ.

 

 

ZoLQCKjNsZU

Апиш Фатима Нурбиевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий.

29 июня  2000 года защитила кандидатскую диссертацию  на тему «Психолого-дидактические условия развития мотивации учения младших школьников» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования  и получила степень кандидата педагогических наук.

В настоящее время работает над докторской диссертацией по теме «Формирование и развитие устойчивой учебной мотивации студентов в условиях современного образовательного пространства вуза».

 

 DSC 0124

 

Бгуашева Зара Каплановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий.

Область научных интересов - этнокультурное ориентирование образовательной системы региона. Защитила кандидатскую диссертацию в 2003 году на тему: «Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: научно-педагогические основы и опыт реального функционирования в Республике Адыгея».

Участие в проекте «Диалог культур в полиэтническом образовательном пространстве Северного Кавказа». Цель исследования – выявить научные основы оптимизации реально функционирующих в РФ национально-региональных систем образования.

Читаются дисциплины: «Образовательные программы для детей дошкольного возраста и начальной школы»; «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ»; «Педагогика (введение в педагогическую деятельность)»;  «Консультирование школьников»; «Основы семейного воспитания»; «Педагогика (основы общей педагогики)».

Является автором 24 опубликованных научных трудов, из них 1 монография, 1 учебно-методическое пособие и 22 статьи.

 

 

 

NMPPGhkG6Ok

Блягоз Асият Нурбиевна – кандидат филологических наук, доцент  кафедры педагогики и педагогических технологий.

В 1999 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Лингвометодическая терминология адыгейского литературного языка (структурно-семантический и лексикографический анализ)» -10.02.10 – Кавказские языки.

 Читает дисциплины: «Педагогическая  инноватика»; «Развитие эмоциональной сферы детей раннего и дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и семьи»; «Дефектология»; «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики»; «Психолого – педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».

Является автором 70 публикаций.

Является участником кафедрального проекта:«Диалог культур в полиэтническом образовательном пространстве Северного Кавказа», направление: «Речевая реализации двуязычия в условиях полиэтнического образовательного пространства».

Блягоз А.Н. имеет большой опыт работы с учащимися: 25 лет педагогического стажа в школе-гимназии № 22 г. Майкопа. За успешный и добросовестный труд Асият Нурбиевна награждена грамотами комитетом по образованию г. Майкопа, Министерством науки и образования РА, грамотой за победу в конкурсе «Лучшая студенческая группа АГУ» (сезон 2006-2007).  Почетной грамотой АГУ и Почётной грамотой РФ.

 

 

 

SDC10609

Богус Мира Бечмизовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий.

Сфера научных интересов: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся». В 2000 году  защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Развитие операциональных структур мышления младших школьников»  по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования  и получила степень кандидата педагогических наук.

Читает лекционные курсы: «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория воспитания», «Педагогические технологии», «Развитие интеллектуального потенциала учащихся».

Является автором более 83 научных работ и публикаций .

Награждена: 1) Почётная грамота за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов от Министерства образования и науки РФ;
2) Почётная грамота за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую и общественную работу, успехи в обучении, в практической подготовке обучающихся, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов и в связи с 70-летним юбилеем университета от Министерства образования и науки РА.

 

 

 

0-xBF0gIMDU

       Любовь Нануовна Кубашичева доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета. Л.Н. Кубашичева окончила Адыгейское педагогическое училище в 1965 году,  в 1970 Адыгейский государственный педагогический институт по специальности «Учитель русского языка и литературы». В 1997 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Итогом дальнейшей научно-исследовательской  и педагогической деятельности явилась докторантура Адыгейского государственного университета и защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по двум специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08–теория и методика профессионального образования на тему: «Становление профессиональной  Я-концепции будущих педагогов». В 2005 году окончила институт психологии, управления и бизнеса ФГОУВПО «Южный федеральный университет» по программе «Психология».

   Любовь Нануовна читает лекционный курс дисциплин «Психолого-педагогическая антропология», «Педагогическая психология», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе», а также в магистратуре и аспирантуре «Социализация и воспитание школьников», «Педагогическое профессиональное образование», «Инновационные технологии образования».

         Ученым опубликовано более 90 публикаций из них 3 монографии: «Теория и практика развития Я-концепции будущих педагогов» (2000год);  «Этнокультурный опыт психологической помощи адыгов  в кризисных ситуациях» (2011год); «Становление Я-концепции будущих педагогов» (2013 год).

       Изданы 2 учебника  на адыгейском языке для школ РА и один региональный учебник («Русский язык для 4 класса»). Аспиранты, соискатели, студенты, учителя школ используют  в процессе познания учебные пособия «Некоторые аспекты творческого саморазвития студентов» (1998год); «Великая тайна за-чатия» (2006год);  «Гуманистические основы народной педагогики адыгов» (2008год).

      Профессор Л.Н. Кубашичева принимает активное участие в подготовке специалистов, под её руководством выполнены и защищены более 100 дипломных работ и 4 диссертации. Ученый является членом регионального диссертационного совета ДМ 212.001.04 при Адыгейском государственном университете по защите диссертаций на соискание ученой степени по специальностям 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе).

         За активную научную педагогическую деятельность Л.Н. Кубашичева неоднократно награждалась Почетными грамотами Адыгейского государственного университета, является Почетным работником высшей школы Российской Федерации (2007год), Заслуженный деятель науки РА (2016 год).

 

 

 

 

7YYTmdpqgC0

Коченкова Любовь Павловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий.

В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Мультикультуральные основы подготовки будущих учителей начальных классов (на примере республики Адыгея)»  по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования  и получила степень кандидата педагогических наук. Область научных интересов: мультикультурное образование, подготовка студентов к профессиональной деятельности, теоретические и практические аспекты организации практики.

Читает дисциплины: «Теория обучения и воспитания», «Этнопедагогика», «Теория и методика воспитания младших школьников», «Образовательные учреждения как субъект инновационных технологий», факультете педагогики и психологии является факультетским руководителем педагогической практики (отделения «начальные классы», «педагог-психолог»).

Является автором 34 публикаций, из них 8 учебно-методических пособий, 26 статей.

Руководство проектами: по кафедре – «Диалог культур в полиэтническом образовательном пространстве Северного Кавказа».

Награждена Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

4fLOuK831GU

 

Хапачева Сара Муратовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических дисциплин, заместитель декана факультета педагогики и психологии.

В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Обучение грамматической категории рода имен существительных русского языка учащихся 5-6  классов адыгейской школы»  по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования  и получила степень кандидата педагогических наук. Область научных интересов: педагогика и психология.

Дисциплины, читаемые на бакалавриате  по направлению «Психолого-педагогическое образование»: «Диагностика познавательной сферы ребенка и готовности к школьному обучению»; «Педагогика раннего возраста (зарубежная и отечественная)»; «Социальная педагогика»; «Психолого-педагогические основы деятельности временного детского коллектива»; «Психология межличностных отношений в коллективе»; «Психология труда»; «Психология управления образовательными системами»; «Психология труда, инженерная психология и эргономика»; «Духовно-нравственное развитие педагога»; «Инновационный подход к обучению одаренных детей в России»; «Приемы толерантного общения»; «Формирование толерантности в образовании».

Является автором более 80 публикаций, из них: 79 статей и 4 учебно-методические пособия.

Имеет Почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

 

 

KPLYiw-AMeQ

Хамукова Бэла Хасамбиевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий.

Основное научное направление – педагогика. Область научных интересов – формирование этнокультурных ценностей в поликультурном образовательном пространстве. С 1997 по 2000 год училась в аспирантуре при АГУ.

31 октября 2002 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования по теме: «Теория и практика интегративного подхода к реализации познавательно-воспитательных задач в национальной начальной школе».

Читает дисциплины: «Этнопедагогика»; «Консультирование педагогов»; «Профессиональная деятельность педагога в поликультурном пространстве»; «Ребенок в поликультурном мире»; «Развитие познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста».

Является автором и соавтором 17 научных публикаций.

Награждена Почетными грамотами Адыгейского государственного университета.

 

 

lqEMESbzpZ0

Хутыз Зарема Магаметовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета.

В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования по теме «Формирование аналитико-рефлексивных умений у будущих учителей в процессе педагогической практики».

Читает дисциплины: «Педагогика (основы общей педагогики)», «Педагогическая психология», «Анализ и самоанализ педагогической деятельности» для студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Является автором и соавтором 24 публикаций, в том числе 1 монография, 1 учебное пособие.

Награждена Почетными грамотами Адыгейского государственного университета, Министерства образования Республики Адыгея.

 

 

YpdRHkRXEJA

Цеева Лидия Хусеновна – кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий.

Научные интересы проецируются на проблемную область поиска теоретических подходов к развитию исследовательской культуры личности посредством герменевтического подхода. Круг научных интересов - проблема социального и личностного развития дошкольников в условиях преемственности дошкольного возраста. В 1998 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования по теме: «Теоретические и практические основы игрового обучения студентов (на материале национальных игр». Является разработчиком учебно-методических комплексов и преподавателем следующих учебных дисциплин: Общее количество публикаций по различным психологическим и психолого-педагогическим проблемам составляет более 70 наименований, среди которых наиболее значимы: учебно-методическое пособие в двух частях, удостоенное Дипломом Фонда развития отечественного образования «Лучшая научная книга среди преподавателей высших учебных заведений», региональная программа ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром – «Я и мой мир», "Практикум по дошкольной педагогике», «Театрализованные игры по мотивам адыгских сказок», «Педагогическая практика».

Цеева Л.Х. принимает активное участие в научном руководстве экспериментальными площадками, организованными на базе муниципальных образовательных учреждений республики и города. Разрабатывала концептуальные подходы к организации работы МДОУ №№ 1, 56, 9 г. Майкопа по проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве. С 2005 года является научным руководителем творческого коллектива и была включена в число кандидатов на статус по теме: «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях поликультурного и образовательного пространства». По итогам экспериментальной работы присужден грант. Осуществляла руководство экспериментальными площадками МДОУ № 56 г. Майкопа. Является членом экспертной комиссии Министерства науки и образования РА по экспертизе проектов ДОУ - соискателей на лучший педагогический коллектив.

Читает дисциплины: «Дошкольная педагогика», «Консультирование родителей дошкольников», «Игра в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Явбяется, «Психолого-педагогическое консультирование».

За активную научно-педагогическую деятельность на ниве просвещения Цеевой Л.Х. неоднократно награждалась Почетными грамотами Адыгейского госуниверситета, Министерства образования Республики Адыгея, Министерства образования Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. 

DSC 0123

Шхахутова Зарема Зориевна – кандидат педагогических наук; доцент; доцент кафедры педагогики и педагогических технологий.

В 2000 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Генезис образовательной системы в Адыгее на принципах гуманизма, демократии и защиты этнокультурных традиций (1917 – 1930 гг.)». Задействована в проекте: «Диалог культур в полиэтническом образовательном пространстве». Направление: «Риски в полиэтническом образовательном пространстве». Является автором более 30 научных публикаций.

Читает лекционные курсы: «Управление дошкольным образованием»; «Современные средства оценивания результатов обучения»; «Организационно-методические аспекты в деятельности ДОУ»; «Организационно-управленческие основы преемственности дошкольного и начального образования; «Педагогика среднего специального образования»; «Теория обучения и воспитания».

Имеет Благодарность Министерства Образования и науки РА.